К е р а ш е н   т а т а р л а р ы   к е н а г а с ы
 
Баш
Укы, карендаш!
Иманнар
Тарих
Cылтамалар
 
Безнен Интернет Дуслар:
Керешен Портал
"Керешен Сузе"

КРЕЩЁНЫЕ ТАТАРЫ
Cубконфессиональная группа в составе татар. Субконфессиональная общность крещёных татар сформировалась в два этапа: во второй половине XVI- XVII вв. за счёт христианизации части татар сложилась группа так называемых "старокрещёных" (численность на начало XVII в. . 17 тыс. чел.), в первой поло.вине XVIII в. возникла другая группа . "новокрещёных" (около 3,5 тыс. чел.). Традиционная культура православных татар достаточно своеобразна, что связано как с особенностями формирования крещёных татар, так и воздействием религии. В условиях изоляции от общей массы татар-мусульман произошла консервация некоторых архаических элементов культуры, которые причудливо переплетались с элементами христианской культуры.

 
КРЯШЕНЫ, крещёные татары, керэшен, этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, живут в осн. в Татарстане, неб. группы в Удмуртии, Башкортостане и в Челябинской обл. (в последней - нагайбаки). По данным переписи нас. 1926, когда К. и нагайбаки учитывались не в составе татар, К, было 101,4 тыс., нагайбаков - 11,2 тыс. чел.

У К. выделяется пять говоров: заказанских кряшен; кряшен Ниж. Прикамья; нагайбаков; чистопольских кряшен; молькеевских кряшен. В основном они укладываются в рамки среднего диалекта татар, яз. (исключение составляет говор молькеевских кряшен, к- рый ближе к зап. диалекту). В составе К. выделяются этнографич. группы: моль-кеевская, чистопольская, западно-пред-камская, елабужская, мензелинская, бакалинская и нагайбакская. Верующие К. исповедуют православие,

В сложении К. участвовали как финно-угорские, так и тюркские, в т. ч, позднетюркские - кыпчакско-ногайские компоненты. По-видимому, ко времени христианизации не все К. исповедывали ислам. Как самостоятельная общность они сформировались в неск. этапов. Принявшие православие в 15- перв. пол. 16 вв. быстро обрусели и в дальнейшем выступали как часть рус. этноса. Ядро К. сложилось за счет христианизации части татар Поволжья во вт. пол. 16- 17 вв. Эта группа (числ. на нач: 18 в. - ок. 17 тыс. чел.) впоследствии получила назв. "старокрещеные". В перв. пол. 18 в, в Поволжье началась христианизация народа. При этом была предпринята попытка обратить в православие и татар, что вызвало их сопротивление (татаро-башкирское восстание 1755, активное участие в крестьянской войне под руководством Е. Пугачева) и в целом не увенчалась успехом. В первой половине 18 в. ок. 3,5 тыс. татар были крещены. Они образовали группу "новокрещеных". К 60-м гг. 18 в. удельный вес К. в составе татар Поволжья и Приуралья достиг максимальной величины - 7,6%. К тому же мн. представители татарской аристократии, принявшие христианство с целью сохранить свои владения в 16- нач. 18 вв., обрусели уже в 17- 18 вв. (напр., Беговатовы, Бигловы, Енголычевы, Урусовы, Ширинские и др.).

В 19 в., особенно с 60-х годов, среди К. началось движение за переход в мусульманство. Оно охватило прежде всего "новокрещеных". Отпадение К., в т. ч. и "старокрещеных", усилилось с 1905- 07. В начале 20 в. ок. 40% К. перешли в мусульманство. Этот процесс был связан с консолидацией татар в период формирования единого этноса. Численность К. в 18- нач. 20 вв. см. табл. на с. 211.

В нач. 20 в. этноконфессиональная общность К. состояла из групп, у которых самоназв. керэшен (у нек-рых, как, напр., у нагайбаков, др. этнонимы) прочно закрепилось. В связи с устойчивым характером данной общности, к-рая во время переписей 1920 и 1926 выделялась даже в качестве самостоятельной этнич, единицы - "народности", после 1917 в Татарстане возник "кряшенский вопрос", к решению к-рого выявилось два подхода: предоставление К. определенной автономии или путь "сближения" с остальными татарами. В рез-те острой борьбы одержала победу т. н, средняя линия, когда при предоставлении К. определенной культурной автономии велась политика стирания различий между К. и татарами-мусульманами. В дальнейшем в условиях возведения атеизма в государств. политику возможности сохранения самобытности К. оказались резко суженными. В последние годы наметилась тенденция к росту самосознания К., одним из отражений к-рого стало создание "Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен".

Численность в тыс. человек:

1719 - 17,0
1744 - 23,0
1762 - 30,3
1782 - 35,1
1795 - 40,0
1833 - 68,7
1857 - 86,3
1897 - 110,0
1911 - 123,0
1920 - 117-120,0
1926 - 120,7

Традиц. культура К. достаточно своеобразна, что связано как с особенностями формирования общности, так и с воздействием православия. В условиях изоляции К. от общей массы татар-мусульман произошла консервация некоторых элементов традиц. культуры, которые переплетались с элементами христианской культуры. По основным элементам культуры К. сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы К. связаны и с татарами-мишарями (чистопольская, молькеевская).

Ведущую роль в х-ве К. играло земледелие с зерновой специализацией (рожь, пшеница, полба, овес, гречиха, ячмень, горох, чечевица). Из технич. культур возделывали коноплю, реже - лён. Осн. орудием вспашки оставалась до нач. 20 в. соха (суки). Огородничество и садоводство были развиты слабо, ограничивались выращиванием картофеля, лука, иногда капусты, тыквы. Животноводство было подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней (о позднем появлении свиноводства свидетельствует тот факт, что эти животные не фигурировали в традиционных ритуалах и мясо животных в обрядовой пище не присутствовало). Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами - утки и индейки). Имелось пчеловодство; рыболовство и охота носили любительский характер. Промыслы достаточно разнообразны: ткачество, плетение лаптей, обработка дерева, шерсти, кожи, рогожное производство и т. п.

Типы поселений: деревни, сёла (аул), в осн. овражно- речного или долинного типа. В 19 в. преобладала линейная форма планировки деревень. Усадебные постройки, образующие единый комплекс, состояли из бревенчатых изб - преобладали двухкамерные жилища (изба - сени), из целого ряда хоз. построек (клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба и т, д.). Крыши жилищ покрывались тесом и соломой, хоз. постройки, кроме того, лубом и камышом. Традиц. было деление дома на две половины - белую (ак ой) и черную (кара ой). Почетным местом у К. - наряду с тур (священное место напротив дверей у тюрок), было и местонахождение иконы (кояш почмак, тэре почмак). Жилая часть комнаты делилась, как и у татар-мусульман, на две половины (муж. и жен.) перегородкой или занавеской (чаршау). Во внутр. убранстве жилища широко использовались домотканые полотенца с цветными концами, салфетки и др. Осн. мебелью служили нары, полати и лавки. В кон. 19 в. проникли и нек-рые детали город. быта (столы, буфеты, зеркала, часы и т. д.).

Одежда разных групп К. имеет различия. Во вт. пол. 19 в. одежда шилась из холста и пестряди (алача), а в кон. 19 - нач. 20 вв. распространились фабричные ткани. Но вплоть до коллективизации фабричные ткани в осн. использовались для изготовления праздничной одежды. У К,, в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда из употребления вышла значит, позже. Комплекс одежды К. отличался от одежды татар-мусульман применением пояса (эзэр), к-рый довольно рано вышел из употребления, но сохранился в одежде некоторых групп К. Наиболее распространены рубахи туникообраз-ного покроя, без плечевых швов, из белого холста (покрой общий для мужчин и женщин). Др. тип жен, рубашки с отрезной талией, с украшением грудного выреза (изу), с оборками (у разных групп изу по форме различался; оборок также было больше или меньше у локальных подгрупп). Переход к город. одежде произошел на основе последнего типа жен. одежды через добавление кокетки и ряда др. усовершенствований. Замужние женщины под рубахой носили украшенные тамбурной вышивкой или аппликацией из кусков цветного ситца нагрудники (кукрэкчв). У мужчин вышивались концы рукавов, подол, приполок рубахи женихов. Штаны - с широким шагом, одинакового покроя для обоих полов. У мужчин в нач. 20 в. получили распространение штаны город, типа - чалбар. Как у мужчин, так и у женщин были распространены передники. У женщин передник был частью праздничной одежды. В качестве верхней одежды и для женщин, и для мужчин (до сер. 19 в.) использовался камзол, к-рый у женщин имел приталенную форму. Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т, д. Характерная летняя одежда как девушек, так и молодых женщин - зилян (из холста). Позже его шили и из фабричных тканей. Праздничные зиляны, особенно у невест, украшались. В старину у К. имелась и др. халатообразная одежда - джуа (чыба). У мужчин наиб. распространенная верх. одежда - казакин (с приталенной спинкой), с длинными рукавами с невысоким стоячим воротником. В весенне-осенний сезон носили чикмень (чикмэн) из сукна (у мужчин - прямоспинный, у женщин - приталенный), женщины также армяк (приталенный, из черного сукна). Муж. и жен. одежда - бишмети (бишмэт) из фабричных тканей на вате, шубы, полушубки, тулупы. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией. Широкое использование аппликации отличает К. от татар- мусульман. Обувь: лапти (чабата) татарского образца, суконные чулки (тула оек), вязаные чулки, сапоги (в т, ч. чэрек башмак) и валенки, также валеные калоши - йон ката. Головные уборы у мужчин в основном того же типа, что и у др. татар. Зимой шапка из овчины, иногда опушенная по краям мехом (камалы бурек). Бытовал широко и рус. малахай. Летом войлочные шляпы черного и серого цвета. Позже распространились город. фуражки. Национальные татарско-мусульманские типы головных уборов (тубэтэй, кэлэпуш) отсутствовали, У женщин также не наблюдалось целого ряда типов головных уборов (маленькие калфаки, камчат бурек, каттаджи и др.), к- рые, видимо, воспринимались как мусульманско- татарские. Девушки волосы не покрывали, женщины носили сороку (сурэкэ), бывшую сложным убором из волосника (мэланчек) и повязки (или покрывала в зависимости от возраста). Девичьи головные уборы: калфаки, носившиеся вместе с ука чачак - налобной повязкой и такъя - шлемообразной формы (у нек-рых групп К.). Украшения весьма разнообразны - серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т, д. (головные повязки, накосники, серьги, шейные украшения, браслеты и т. д.).

Основа пищи К. - мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов - баранина, телятина, говядина. Свинина - не везде. Из птиц - мясо кур, гусей, уток. Конина употреблялась не везде. В отличие от мусульман К. широко использовали грибы. Специфика кряшенской кухни - приготовление студня (койка), Распространено использование в пищу крови животных (кан табэсе). Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык (вид кислого молока), творог (эремчек, сезмэ), разновидность сыра (чыгыт), но не везде. Осн. напиток - чай, также эйран (смесь катыка с водой), квас, пиво (сыра) - непременный напиток на свадьбах, медовые напитки (в т. ч. и алкогольные), самогон (кумышка).

Многие характерные черты традиц. быта К. уже исчезли. Традиц. одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт К. испытал сильное воздействие современной городской культуры.

Д. М. Истоков (Казань).

 
   Православные (керещеные) татары субконфессиональная группа татар:

   Делится на этнографические подгруппы: молькеевских и чистопольских, близких к татарам мишарам; западно-предкамских, елабужских, мензелинских, бакалинских и нагайбакских, близких к казанским татарам. Верующие крещеные татары стараются придерживаться православия. Язык татарский, но среди городских и молодых крещеных татар распространён также русский язык. По мнению основной группы этнографов формировались в процессе христианизации тюркских народов Поволжья и Приуралья в 16-17 вв. (т.н. "старокрящены", которых кначалу 18 в. насчитывалось 17 тыс. чел.) и в 1-й пол. 18 в. (т.н. "новокрящены", которых насчитывалось около. 3,5 тыс. чел.). В языке и фольклоре крещеных татар сохранились некоторые древние пласты татарского языкового и устного творчества. Тесное соседство с финно-угорским населением Поволжья и особенно сильное воздействие руссских христианских традиций привели к некоторым изменениям этнокультурнорго облика крещеных татар (во внутр. убранстве жилища, народной одежде, пище и т.д). Православные татары чувствуют себя внутри татарского этноса и туранской цивилизации.



Hosted by uCoz